tutellia.livejournal.com/9296.html - (интервью автора ЖЖ и Гилилова)
Кто же был Шекспиром? Следы ведут в Бельвуар, утверждает шекспировед И.М.Гилилов, автор книги "Игра об Уильяме Шекспире или Тайна Великого Феникса", вызвавшей не только научную дискуссию, но и разговоры о феномене читательсого внимания к сугубо историко-литературоведческому труду. Подумаешь, феномен! Интересные книги всегда читают.
- Признаюсь, Илья Михайлович, что в свое время вместе с советским студенчеством отмахнулась от вскользь поминаемых в учебниках подозрений, что Шекспир - не Шекспир. Теперь же, читая вашу захватывающую - интеллектуальный детектив! - книгу, не могла не думать о том, что тайны, посредством таких людей, как вы, рвутся к своей разгадке. Перед вами разверзлись такие бездны! Голова не кружится?
- Нет. Она у меня крепкая. Но сразу хочу подчеркнуть, что Шекспир - это, конечно, Шекспир. Шекспир - это Автор. Это литературное имя, великое и неразрушимое, кто бы он ни был. Вопрос в том, кто он.
- И того исторически реального жителя Страдфорда-на-Эйвоне, про которого мы привыкли думать, что он-то и есть Шекспир, вы называете - Шакспер...
- Тут дело вот в чем. Не может быть разной сущности под одним и тем же именем, правда? Сомнения в сущности, скрывающейся под именем Шекспир, возникли давно, едва только внимательно пригляделись к этому человеку. Поэтому с конца ХУП века на звание Шекспира накопилось порядка 50 претендентов. Не величать же их всех Шекспирами! Шакспер - первый по порядку и самый...
- Освященный традицией...
- Да. У него, как сейчас говорят, самый высокий рейтинг. Cам он подписывался "Shakspere", под этой фамилией его крестили и, что еще важней, при погребении записали. Имя "Шекспир" (порой - через черточку, в намеренно "приподнятом", наполненном смыслом варианте - "Shake-Speare", "Потрясающий Копьем"
![;)](http://static.diary.ru/picture/1136.gif)
впервые появилось лишь в 1593 г. при публикации поэмы "Венера и Адонис". Вот мы и обозначим претендентов на звание Шекспира их именами: Шакспер, Дерби, Рэтленд и так далее.
- Но давайте вернемся к истокам этого запутаннейшего в мире спора. Когда зародились сомнения в подлинности личности Шекспира?
- Тогда, когда стало ясно, что судьбы великого Шекспира и стратфордца Шакспера никак не удается увязать воедино. Сын перчаточника Уильям Шакспер (1564-1616) умер в кругу семьи, и на его смерть, вопреки традиции, ни один поэт не отозвался ни элегией, ни посланием. Великое Фолио - первое собрание произведений Шекспира, куда вошло 36 из 37 его пьес, причем 20 - впервые - вышло в свет в 1623 г. Слава в те дни разгоралась медленно. Когда, лет через пятьдесят после того, в Страдфорде стали наводить справки, старожилы еще помнили, что никакого образования Шакспер не получил, что уехал с актерами в Лондон, там разбогател, еще позже выяснилось, что жена и дети его были неграмотны...
- Чтобы "крупнейший гуманист эпохи позднего Возраждения" - цитирую энциклопедию - не выучил домашних читать...
- Ну можно такое себе непредставить! Мне возражают, что, дескать, - я и сам привожу эти цифры - в те времена 90% жен купцов и ремесленников были неграмотны. Да, но он был великий писатель, а не купец! Мало того. Нет никаких доказательств, что он был грамотен сам. От гения, которому приписывается авторство двух поэм, 37 пьес и полторы сотни сонетов только и осталось, что шесть подписей, кое-как нацарапанные на документах, которые если что и доказывают, так только то, что подписывался человек к перу непривычный, смею сказать - малограмотный... Ни письма, ни клочка рукописи! Но надо сказать, что несмотря на это, вопреки общепринятому мнению, за три столетия об этом человеке выяснилось довольно много.
- И ростовщические операции Шекспира, откуп церковной десятины, неграмотная семья и ужасное завещание - самые ошеломляющие из всех сделанных о нем открытий.
- Да, он давал деньги в рост и преследовал должников. Один только пример: в 1604 г. Шакспер привлекает к суду своего стратфордского соседа-аптекаря за недоплату долга - 35 шиллингов 10 пенсов! Он откупил церковную десятину и собирал с фермеров грошевый налог на проданные ими сено и солому.
- И между делом - писал "Отелло"...
- А когда в 1747 г. страдфордский антикварий Джозеф Грин нашел завещание Уильяма Шакспера, он был просто ошеломлен его редким духовным убожеством. Это последняя воля ростовщика - не писателя. Даже из гроба этот человек пытался управлять своими фунтами и пенсами - до седьмого колена наследников! И ни слова о книгах и рукописях. Контраст с завещаниями других поэтов эпохи - разительный. А ведь это не просто поэт, это, как его называли, Великий Бард, Владыка языка. Не говоря уж про духовные глубины - словарный запас произведений Шекспира насчитывает 20 тысяч слов! У Мильтона и Бэкона - по 8 тысяч, у Теккерея - 5...
- В попытках примирить эти несообразности литературоведы придумали, что, дескать, не следует смешивать Шекспира-дельца с Шекспиром-художником.
- И - несмотря на это! - сколько перьев переломано в защиту того, что в учености Шекспир не нуждался!
- Да, уже в первой биографическом очерке, посвященном Шекспиру, в книге Фуллера "История знаменитых людей Англии", отмечалось, что Шекспир обладал очень малой ученостью. Он сравнивался с самородком, который всем обязан природе, а не полировке...
- Эта версия, разумеется, чудно отвечала советской идеологической установке на кухарок, управляющих государством...
- Думаю, именно потому шекспировский вопрос в СССР и замалчивался все 70 лет.
- Теперь, когда вышла ваша книга, этот пробел восполнен. Даже оппоненты не спорят, что история шекспировского вопроса освещена вами полно и объективно. Но занята им лишь часть книги. Остальное - захватывающие дух предположения, когда подкрепленные документами, когда дающие волю воображению. На мой взгляд, с Шакспером ясно. Итак, кто же был Шекспир?
- Шекспир, как я это понимаю, есть персонаж игры - я бы сказал, пьесы пьес - придуманной, срежессированной и разыгранной высокообразованными аристократами, людьми, которые литературой дышали и жили. Суть ее была в том, чтобы, как они сами выражались, "сотворенное гением жило в умах людей - остальное же пусть умрет". В славе они не нуждались, они были выше славы.
- В наше время это непостижимо...
- Это были люди высокого, нездешнего духа. И славу, как нечто суетное, они отдали человеку, неспособному даже оценить то, чему он будет обязан своей неслыханной посмертной судьбой... Они сами адресовали человечество к Шаксперу, поместив в Великом Фолио его выдуманный портрет, поставив ему бюст в стратфордской церкви. В этом, конечно, есть известный горький сарказм...
- Как им удалось сохранить всю интригу в тайне?
- При положении главных действующих лиц в обществе у них для этого были все средства. И королева Елизавета все знала, и король Иаков... Да и одного слова лорда-камергера Пембрука было достаточно... Итак, концепция моя сводится к тому, что главным творческим зарядом этой затеи был Роджер Мэннерс, 5-й граф Рэтленд (1576-1612). К Рэтленду сходятся столько нитей, столько неслучайных совпадений связывают его с Шакспером, что даже перечислить их здесь не хватит места...
- И все-таки, расскажите о нем подробней.
- Это был человек странный, пристрастный тайне, чем, может быть, что-то и объясняется. Родился он в замке Бельвуар, расположенном в одном из красивейших мест Англии, вблизи Шервудского леса. Его воспитанием руководил Френсис Бэкон - философ и друг муз. Что до учености, то Рэтленд имел степень магистра искусств Кембриджского и Оксфордского университетов, учился в Падуанском университете в Италии и в лондонской юридической корпорации Грейс Инн. Между прочим, в Падуе его однокашниками были датчане Розенкранц и Гильдестерн.
- Помня "Гамлета", как не ахнуть от этого совпадения...
- Это открытие еще в начале нашего века сделал бельгийский шекспировед Демблон. Рэтленд, далее, был ближайшим другом графа Саутгемптона, которому Шекспир посвятил две свои первые поэмы. По словам современников, они столько времени проводили в театре, что это вредило их придворным обязанностям. Оба участвовали в морских экспедициях графа Эссекса и в восстании, которое тот неразумно предпринял в 1601 г., за что сам поплатился головой, а Рэтленд и Саутгемптон - свободой.
- Связанные с этим переживания - основа "Гамлета"? "И начинанья, вознесшиеся мощно, сворачивая в сторону свой ход, теряют имя действия..."
- На этот счет - никаких сомнений. Воцарившийся вскоре Иаков Стюарт реабилитировал Рэтленда и послал к датскому королю - поздравить с рождением наследника.
- Значит, он видел Эльсинор...
- И появилась вторая, обогащенная датскими реалиями, версия "Гамлета". Но первый акт "игры о Шекспире" шел к концу. В 1612 г. изнурительная болезнь свела Рэтленда в могилу. Ему было 35 лет. И так "совпало", что и Шекспир перестает творить, и Шакспер сворачивает свои дела в Лондоне и возвращается в Стратфорд.
- Не пора ли упомянуть жену Рэтленда?
- Елизавета Рэтленд по праву рождения входила в круг высокородных любителей литературы. Она была дочерью Филипа Сидни, кумира целого поколения английских поэтов. Ее рождение отметили мадригалами, ее крестной матерью стала сама королева. И, как писал поэт Бен Джонсон, "в искусстве поэзии графиня Рэтленд нимало не уступала своему отцу". Брак был странный, платонический, но пережить Рэтленда Елизавета не захотела. Она не присутствовала при таинственном, спешном погребении мужа и вообще исчезла на три столетия. Лишь в наше время из письма современника выяснилось, что через неделю после смерти мужа она покончила с собой и была похоронена в могиле отца в соборе св.Павла. Я думаю, она устала от жизни.
- И от нее остались стихи...
- Во-первых, есть основания полагать, что, как тогда было очень принято, в 1611 г. она опубликовала сборник стихов, воспользовавшись именем некоей Эмилии Лэньер, которую впоследствии трактовали как "смуглую леди" сонетов. По стихам, помещенным там, видно, что автор - и впрямь талантливая поэтесса, чьи идеи порой на века опередили свое время. В частности, это удивительно мощно выраженные феминистские мотивы!
- "Мужчины хвастают своими познаниями, но ведь они, как из самой умной из книг, получили их из прекрасных рук Евы!"
- А во-вторых, думается, что последние пьесы Шекспира - "Зимняя сказка", "Буря" - тоже творение Елизаветы. Чтобы Шекспир после "Гамлета" стал писать романтические сказки со счастливым концом...
- Мы сейчас намечаем - слабым пунктиром - поразительные судьбы, и нужно еще рассказать о Мэри Сидни, графине Пембрук, которая была теткой Елизаветы...
- О, это была необыкновенная женщина! Ею сделано даже больше, чем я решаюсь предположить. Радея о сохранении наследия своих великих современников, она сама старалась держаться в тени. Только теперь проступают контуры этой многосторонне одаренной личности. В частности, обстоятельства появления Великого фолио в 1623 г. говорят о прямой причастности Мэри Сидни этому феномену мировой культуры. Это она была инициатором публикации, редактором и соавтором - да-да, "Как вам это понравится" написано ею! - шекспировского наследия.
- Вот подарок-то феминисткам! Итак, сам Рэтленд, его жена Елизавета, ее тетка Мэри Сидни - все они участники "игры об Уильяме Шекспире"?
- И еще многие, многие другие. Созданный ими образ Великого барда исказил картину эпохи. Задача науки - восстановить подлинную картину. В ходе научной дискуссии гипотезы отбираются на жизнеспособность, уточняются перспективные направления, - и тогда создается картина в каком-то приближении точная... Ну, окончательного знания не бывает, мы никогда с уверенностью не скажем, кто какую строку написал. Но круг, в котором это все было создано, мне кажется, я очертил...
- Не могу не сказать здесь, как лестно, что передовая линия шекспироведения, несмотря ни на что, проходит у нас в стране. Очень надеюсь, что теперь нашим читательницам захочется вашу книгу прочесть - мы зацепили лишь краешек ее интриги. Книга в продаже. Отпечатан - неслыханная по нашим временам вещь! - уже третий тираж. А вам, дорогой Илья Михайлович, я искренне желаю скорей опубликовать ее по-английски и расшевелить снулых западных шекспироведов. В интересах истины, разумеется.
Метки: гилилов, журналистика, шекспир
Очень интересно и позновательно. Серьезно.
Особо нравится, что к каждому слову приложен хороший обоснуй.
Хотя, мой пост вернее, перепост о Шекспире, больше таки посвящено Тому и его игре там. А сам фильм "Загадка сонетов Шекспира", я смотрела еще по TV-history, так сказать в зеленом своем детстве и осталась так заинтересована самим фильмом, что увидев его в списке ролей Тома, просто обалдела.
А Том - да продолжает тихой сапой удивлять